№244

27-11-2012
Метка: Законодательство

Предложение премьер-министра Дмитрия Медведева увеличить штрафы за езду пьяным в Москве и Санкт-Петербурге до 500 тыс. рублей, а в других регионах страны — до 250 тыс. рублей вызвало недоумение у членов Общероссийского народного фронта и волну негодования со стороны общественных организаций автомобилистов.

Член думского комитета по транспорту Александр Васильев считает инициативу премьера «недостаточно продуманной».

— Наверное, Дмитрий Анатольевич забыл уровень МРОТ и прожиточного минимума в России. Я думаю, надо исходить из разумных вещей — стоимости машины. Формально получается, что человек за проезд на «красный» лишается машины. Эти меры недостаточно продуманы, и сказано о них сгоряча, — заявил он «Известиям». 

По его словам, созданное депутатом в регионах сообщество «Убитые дороги» также отрицательно восприняло предложение Медведева. Сам Васильев при определении уровня штрафов рекомендует воспользоваться опытом Европы и Прибалтики. 

Депутат ЕР и глава общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков также охарактеризовал предложенные меры как «поспешные». 

— Мера абсолютна избыточная, не соответствует уровню зарплаты и пенсий, и никто в мировой практике в сотни раз штрафы не повышал, — сказал политик «Известиям».

Депутат высказывается за необходимость разграничения понятий «пьяный» и «признанный пьяным».

— Пьяных надо наказывать, а признанных пьяными за сотые доли промилле наказывать нельзя, — пояснил Лысаков, уточнив, что нельзя лишать прав непьющих водителей, в крови которых из-за особенностей организма вырабатывается назначительный уровень алкоголя.

Для решения проблемы «пьяных убийц» на дорогах депутат предлагает взимать полумиллионные штрафы и лишать прав на 10 лет с водителей, у которых зафиксировали более 1,0 промилле.

— Только в этом случае цифры, указанные премьером, будут адекватны, — полагает он. 

Помимо того, указал депутат, неясно, как будут наказывать за езду пьяным москвича в провинции и жителя из регионов — в Москве.

Осведомленный источник «Известий» в ОНФ подтвердил, что Васильев и Лысаков не одиноки в своем мнении. По его информации, инициативу премьера большинство партийцев восприняло отрицательно.

Не заставила себя ждать и реакция со стороны общественников. Как выяснили «Известия», Движение автомобилистов России (ДАР) уже направило в администрацию президента и Госдуму проект альтернативной реформы системы безопасности дорожного движения, а Федерация автомобилистов России (ФАР) — аналитическую записку с просьбой отказаться от «завинчивания гаек» в отношении автовладельцев.

Председатель ДАР, экс-депутат Госдумы Виктор Похмелкин в разговоре с «Известиями», посетовал, что желание ужесточить штрафы показывает «глубочайший непрофессионализм у тех, кто занимается вопросами безопасности дорожного движения». 

— Ужесточение наказания ничего не дает, пока не работают другие институты и хромает правоприменительная практика. Печально, что такую же позицию занимает кандидат юридических наук и председатель правительства. В любом случае, пока у нас такие суды и ГИБДД, ничего не изменится.

По замыслу общественника, ГИБДД нужна радикальная реформа антикоррупционного характера. Вместо Госавтоинспекции Похмелкин предлагает организовать специальный гражданский орган — Министерство безопасности дорожного движения.

— Этому органу  надо придать дорожную полицию, передать все обязанности, связанные с обеспечение БДД и вывести его из состава МВД. Нужно поставить перед новым органом три критерия оценки его деятельности: общее количество ДТП, тяжесть их последствий и пропускная способность дорог. Также мы предлагаем реформу транспортной полиции и переориентацию ее на предупреждение ДТП.

На водителей больше действует не увеличение штрафов, а фактор неотвратимости, подытоживает экс-депутат, приведя в пример, камеры и автоматическую рассылку «писем счастья» нарушителям ПДД.

Вице-президент ФАР Владимир Литвинов также удивлен предложениям Медведева.

— В Приморском крае средний уровень зарплаты — 15–20 тыс. рублей. Штраф 250 тыс. рублей там нереальные деньги, за которые отдельные люди готовы банк ограбить. Как мы не увеличим штрафы, всё равно лучше начинают жить только взяточники-гаишники. Поэтому нужно навести порядок среди чиновники и полиции, чтобы они реально ловили нарушителей, а не взятки брали, засев в кустах. А с таким увеличением штрафов взятки станут бешеными, у наших полицейских вскоре появятся собственные острова, — сетует он. 

Высказывание премьера говорят про отчужденность властей от жизни рядовых граждан, объяснил Литвинов «Известиям».

Основатель «Общество синих ведерок» Данила Линделе полагает, что волна общественного негодования поднялась из-за сумбурной подачи новости о повышении штрафов.

— Увеличение штрафов за пьяную езду все поддерживают, но цифры, которые называет Медведев, странные. Сначала в видеоблоге он говорит, что это для всех, потом оговаривает, что только для пьяных. Обсуждение всех автомобильных вопросов надо проводить не на уровне правительства, а вместе с автомобильным сообществом. Власть живет в другом мире, и им надо спуститься на землю. Что ни неделя, от нее исходит новая инициатива по автомобильному движению, и это начинает людей напрягать, — говорит Линделе. 

По его мнению, реальное рассмотрение властями предложенных общественниками реформ зависит только от установок из Кремля.

Коллега Линделе по «Синим ведеркам» Петр Шкуматов, в свою очередь, напомнил «Известиям» про «круговую кормушку» в Красногорске, где круговое движение было организовано с грубыми нарушениями ГОСТов и СНиПов (строительных норм и правил). Несоответствием дорожных знаков и разметки там активно пользуются нечистоплотные сотрудники ГИБДД.

— Таких место в России очень много до тех пор, а по логике Медведева водители должны еще и получить в довесок штраф в 500 тыс. рублей. Пока не будет проведена коренная реформа административного законодательства, резко увеличивать штрафы нельзя. А заградительные штрафы надо применять для людей, севших за руль в состоянии тяжелого опьянения, например от 1,5 промилле, — добавляет активист. 

Что касается полумиллионного штрафа для всех пьяных, то, по словам Шкуматова, треть водителей, которых ловят гаишники, имеют менее 0,3 промилле.

— Это могут быть проблемы со здоровьем или подставы: инспектор помочил алкотестер ваткой со спиртом. В таком случае 500 тыс. рублей похоже на грабеж, — говорит он. 

После двух взяток инспектор может ехать в Монте-Карло, иронизирует Шкуматов.

Впрочем, о том, что проблема смертности на дорогах стоит остро, говорит статистика. Только лишь в 2011 году на дорогах России погибли 28 тыс. человек. А согласно официальным данным ГИБДД России, за прошедшие 10 месяцев текущего года на дорогах страны было зарегистрировано более 170 тыс. ДТП, в которых погибли более 23 тыс. человек и пострадали более 210 тыс. человек. При этом количество ДТП, происшедших по вине нетрезвых водителей, выросло на 2,2% (до 10 876 аварий) и в общем числе аварий составила 7,3%. Эта цифра продолжает увеличиваться с каждым годом.

Оцените актуальность

     
Наверх На главную